Самые дикие африканские племена. Каннибализм в Африке

Статья рассказывает о жизни различных коренных народов Африки. Содержит информацию об их обычаях и традициях. Дает понимание того, что аборигены живут не только в Австралии.

Племена Африки

Коренные народы Африки столь же многообразны, как и земли, по которым они кочевали многие тысячелетия. Несмотря на то, что культура на «Черном континенте» активно прогрессирует, дикие племена по-прежнему обладают огромным влиянием. Сегодня отмечается тенденция к истиранию граней и противоречий между разными африканскими народностями. Однако принадлежность любого африканца к какому-либо из племен расценивается как признак великой чести и гордости. Коренные жители свято чтут традиции и обычаи своих предков.

Только в Кении и Танзании насчитывают до 160 различных племен. Многие из них обратились в христианство. Но вера в предков и духов не утратила своей актуальности. Люди сохраняют верность традициям, но привносят в них заимствования из других религиозных традиций.

Наиболее известными и многочисленными можно считать племена:

  • масаев;
  • банту;
  • зулусов;
  • самбуру;
  • бушменов.

Рис. 1. Масаи.

Дикие племена Африки

Африка - уникальное место на бескрайних территориях которой, до наших дней проживает свыше 5 миллионов человек. Именно такое количество населения относится к представителям диких африканских племен.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Члены этих племен категорически отказываются признавать достижения современного мира. Их потребности вполне удовлетворяются теми скромными благами, которые им перешли от их предков. Бедные хижины, простая пища и минимум одежды их вполне устраивают. Но, как бы странно это не выглядело, племена имеют огромное политическое и экономическое влияние в своих регионах.

Скарификация, которая стала популярна сегодня среди любителей модифицировать собственное тело, своими корнями уходит к традициям африканских племен. Там шрамирование носит ритуальный характер. Рисунки чем-то похожи на татуировки, но при их создании не используются чернила.

Они создаются при помощи царапин или надрезов таким образом, чтобы на теле остались видимые шрамы после заживания открытых ран.

Рис. 2. Скарификация.

Верное число аборигенов Африки не установлено и по сей день, оно колеблется от 500 до 3000 тысяч.

Некоторые традиции аборигенов современному человеку кажутся крайне жестокими и часто немыслимыми.

Исконные жители континента этнически позиционируются как дикие племена, но в Африке их не много. Если сравнить общую численность населения с количеством аборигенов, то доля аборигенов составляет всего 10%.

В каждом племени может проживать от сотни до тысячи человек.

Разные племена могут иметь общие корни традиций и обычаев. Отличительной чертой большинства обрядов является жестокость, которая сопровождает проведение большей части ритуалов.

Однако, цивилизация не стоит на месте и тесно соприкасается с традиционным укладом жизни многих африканских племен. Сегодня многие из них используют свои традиции как источник дохода и финансовой стабильности. Многие национальные парки содержат в своем штате представителей различных народностей для привлечения туристов.

Рис. 3. Аборигены в современной одежде.

Они с готовностью принимают участие в фотосессиях (часто хорошо оплачиваемых) и демонстрируют свой быт любопытным охотникам за экзотикой.

Что мы узнали?

Мы узнали о наиболее распространенных и многочисленных племенах, которые проживают на территории черного континента. Выяснили, что современная цивилизация неотвратимо наступает и все чаще вмешивается, внося изменения в привычный уклад жизни многочисленных исконных африканских народов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 113.

Мечтаете побывать в национальных парках Африки, увидеть диких животных в их естественной среде обитания и насладиться последними нетронутыми уголками нашей планеты? Сафари в Танзании — незабываемое путешествие по африканской саванне!

Основная часть народностей Африки включает в себя группы, состоящие из нескольких тысяч, а иногда и сотен человек, но при этом – не превышает 10% от общей численности населения этого континента. Как правило, такие малочисленные этносы являются самыми дикими племенами.

Именно к такой группе относится, например, и племя Мурси.

Эфиопское племя Мурси — самая агрессивная этническая группа

Эфиопия — древнейшая страна в мире. Именно Эфиопию считают прародительницей человечества, именно здесь нашли останки нашего предка, скромно названного Люси.
На территории страны проживает более 80 этнических групп.

Проживающее на территории юго-западной Эфиопии, на границе с Кенией и Суданом, обосновавшееся в парке Маго, племя мурси отличается необычайно жесткими обычаями. Их, по праву, можно номинировать на звание самой агрессивной этнической группы.

Склонны к частому потреблению алкоголя и неконтролируемому применению оружия. В повседневной жизни главным оружием мужчин племени является автомат Калашникова, который они покупают в Судане.

В драках они часто могут забивать друг друга практически до предсмертного состояния, пытаясь доказать своё главенство в племени.

Учёные относят это племя к мутировавшей негроидной расе, с отличительными особенностями в виде низкого роста, широкой кости и кривых ног, низких и сильно сжатых лбов, сплющенных носов и накачанных коротких шей.

Женские тела у мурси часто выглядят дряблыми и болезненными, животы и груди отвисшие, а спины сутуловатые. Волос практически нет, что часто скрывалось под замысловатыми головными уборами очень фантазийного вида, с применением в качестве материала всего, что можно подобрать или поймать рядом: грубых кож, веток, высохших плодов, болотных моллюсков, чьих-то хвостов, мёртвых насекомых и даже непонятной вонючей падали.

Самой знаменитой особенностью племени Мурси является традиция вставлять тарелки в губы девушкам.

У более публичных, вступающих в контакт с цивилизацией, мурси не всегда можно увидеть все эти характерные атрибуты, но экзотический вид их нижней губы — это визитная карточка племени.

Тарелки изготавливают разного размера из дерева или глины, форма может быть круглой или трапециевидной, иногда с отверстием посередине. Для красоты тарелки покрываются узором.

Нижняя губа разрезается ещё в детстве, туда вставляют деревяшки, постепенно увеличивая их диаметр.

Девушки мурси начинают носить тарелки в возрасте 20 лет за полгода до брака. Нижняя губа прокалывается и в неё вставляется небольшой диск, после того как губа растянется, диск заменяется на больший и так до того момента пока не будет нужного диаметра (до 30-ти сантиметров!!) .

Размер тарелки имеет значение: чем больше диаметр, тем больше ценится девушка и тем больше скота заплатит за неё жених. Девушки должны носить эти тарелки постоянно за исключением времени сна и приёма пищи, также они могут их вынуть, если поблизости нет мужчин племени.

Когда тарелку вытаскивают, губа отвисает длинным круглым жгутом. Почти у всех мурси отсутствуют передние зубы, язык — потрескавшийся до крови.

Вторым странным и устрашающим украшением женщин-мурси являются мониста, которые набраны из человеческих фаланг пальцев (нэк). У одного человека на руках всего 28 таких костей. Каждое ожерелье обычно состоит из фаланг пяти-шести кистей, у некоторых любительниц «бижутерии» мониста обвивают шею в несколько рядов

Жирно блестит и издает сладковатый гниющий запах топлёного человеческого жира, ежедневно натирается каждая косточка. Источник для бус никогда не оскудевает: жрица племени почти за каждый проступок готова лишать кистей рук мужчину нарушившего законы.

У этого племени принято делать скарификацию (нанесение шрамов).

Мужчины могут себе позволить шрамирование только после первого убийства кого-нибудь из своих врагов или недоброжелателей. Если они убивают мужчину, то украшают правую руку, если женщину, то левую.

Их вероисповедание — анимизм, заслуживает более длинного и шокирующего рассказа.
Коротко: женщины — это жрицы смерти , поэтому они ежедневно дают своим мужьям наркотические вещества и яды.

Антидоты раздаёт Верховная Жрица, но иногда спасение приходит не ко всем. В таких случаях, на тарелочке вдовы рисуется белый крест, и она становится очень уважаемым членом племени, которого не съедают после смерти, а хоронят в стволах специальных ритуальных деревьев. Почёт положен таким жрицам по причине выполнения главной миссии — воли Бога Смерти Ямда, которую они смогли выполнить, разрушив физическое тело и освободив высшую духовную Сущность из своего мужчины.

Остальных покойников ждёт коллективное поедание всем племенем. Мягкие ткани разваривают в котле, кости используют для украшений-амулетов и бросают на топях, для обозначения опасных мест.

То, что кажется очень диким для европейца, для мурси — обыденность и традиция.

Племя Бушмены

Африканские бушмены — это самые древние представители человеческой расы. И это совсем не предположения, а научно доказанный факт. Кто же они, эти древние люди?

Бушменами называется группа охотничьих племен Южной Африки. Сейчас это уже остатки от многочисленного древнего африканского населения. Бушмены отличаются невысоким ростом, широкими скулами, узким разрезом глаз и намного припухшими веками. Настоящий цвет кожи у них определить сложно, ведь в Калахари тратить воду на мытье не разрешают. Но можно заметить, что они гораздо светлее своих соседей. Оттенок их кожи немного желтоватый, что более характерно для жителей Южной Азии.

Юные бушменки считаются самыми красивыми среди женского населения Африки.

Но как только они достигают половой зрелости и становятся мамами, этих красавиц просто не узнать. У женщин-бушменок чрезмерно развиты бедра и ягодицы, а живот постоянно раздут. Это следствие неправильного питания.

Чтобы отличить беременную бушменку от остальных женщин племени, ее обмазывают золой или охрой, так как по внешнему виду это сделать очень трудно. Бушменские мужчины уже к 35 годам становятся похожими на восьмидесятилетних, из-за того, что их кожа обвисает и тело покрывается глубокими морщинами.

Жизнь в Калахаре очень сурова, но даже здесь существуют свои законы и правила. Самое главное богатство в пустыне — это вода. В племени есть старики, которые умеют находить воду. На том месте, которое они укажут представители племени или роют колодцы или выводят воду с помощью стеблей растений.

Каждое бушменское племя имеет секретный колодец, который тщательно заложен камнями или засыпан песком. В сезон засухи бушмены выкапывают яму на дне пересохшего колодца, берут стебель растения, через него высасывают воду, набирая в рот, а потом выплевывают ее в скорлупу страусиного яйца

Южноафриканское племя бушменов – единственный народ на Земле, у мужчин которого наблюдается постоянная эрекция, Этот феномен не доставляет каких-либо неприятных ощущений или неудобств, исключая тот факт, что во время пешей охоты мужчинам приходится прикреплять половой член к поясу, чтобы не цепляться им за ветки.

Бушмены не знают, что такое частная собственность. Все животные и растения, растущие на их территории, считаются общими. Поэтому они охотятся и на диких зверей и на фермерских коров. За это их очень часто карали и уничтожали целыми племенами. Никто не желает таких соседей.

Среди бушменских племен очень популярен шаманизм. У них нет вождей, но есть старейшины и знахари, которые не только лечат болезни, но и общаются с духами. Бушмены очень боятся умерших, и свято верят в загробную жизнь. Молятся они солнцу, луне, звездам. Но просят не здоровья или счастья, а успеха в охоте.

Бушменские племена говорят на койсанских языках, которые очень трудны для произношения европейцами. Характерная черта этих языков — щелкающие согласные. Говорят представители племени между собой очень тихо. Это давняя привычка охотников — чтобы не вспугнуть дичь.

Есть подтвержденные данные, что еще сто лет назад они занимались рисованием. В пещерах до сих пор находят наскальные рисунки, изображающие людей и разных животных: буйволов, газелей, птиц, страусов, антилоп, крокодилов.

В их рисунках есть и необычные сказочные персонажи: люди-обезьяны, ушастые змеи, люди с мордой крокодила. В пустыне есть целая галерея под открытым небом, которая представляет эти изумительные рисунки неизвестных художников.

Но сейчас бушмены не занимаются живописью, они великолепны в танце музыке, пантомиме и сказаниях.

ВИДЕО: Шаманский ритуальный обряд исцеления племени Бушменов. Часть 1

Шаманский ритуальный обряд исцеления племени Бушменов. Часть 2

Африканское племя Химба проживает в области Кунене, что располагается в северной части Намибии. Это одно из самых сложных мест для существования человека.

Здесь господствует жаркий африканский климат, распространена малярия и огромное количество ядовитых змей. Однако, несмотря на такие сложные условия Химба очень мирный и дружелюбный народ.

Его численность по разным данным составляет от 20 до 50 тысяч человек. История Химба начинается на востоке Африки, откуда они, пару сотен лет назад, совместно с племенем Гереро и переселились в Намибию.

Традиционный образ жизни Химба похож на образ жизни других африканских племен (например,

), т.е. кочевой. Основным занятием этого племени является скотоводство - разводят крупный и мелкий рогатый скот, а также овец. Женщины-химба имеют большой перечень обязанностей.

Кроме того, что на их плечи ложиться дойка коров. Так они еще и выполняют более тяжелую работу: обеспечивают поселения водой и даже строят жилища. Кроме того, они обязаны осуществлять уход за детьми. Причем, зачастую одна женщина смотрит не только своих, но и чужих отпрысков. Пока их мама работает.

Традиции племени Химба

Поселения Химба строят по кругу. В центре располагают загоны для скота, который окружают своими жилыми постройками. Их дома очень похожи на юрты.

В качестве строительных материалов используют молодую древесину, из нее формируют каркас будущего дома, который затем облепляют грязью и навозом, вся это конструкция великолепно засыхает и закрепляется под лучами жаркого африканского солнца.

До наших дней у племени Химба существует культ предков. Также они проводят ритуалы, в которых используют окорува (священное пламя), т.к. оно является символом неразрывной связи мира живых с миром мертвых.

Окорува горит постоянно, пока жив старейшина. Когда же он покидает мир живых, его жилище подлежит уничтожению, а само пламя тушиться. Члены семьи старейшины обязаны всю ночь совершать танцевальный ритуал.

Говоря о племени Химба необходимо отдельно остановиться на их внешнем виде. Это племя, как и представители племени Ватуси огромное внимание уделяют своей внешности и уходу за ней.

Химба не упускают ни единой мелочи: прическа, разнообразные украшения, одежда - за всем этим тщательно следят, ведь это часть многовековых традиций Химба. Даже только, что появившемуся на свет младенцу одеваются украшения из жемчуга.

Представительницы прекрасной половину Химба ярко выделяются на фоне остальных племен, проживающих на территории Намибии. Это высокие стройные женщины, имеющие красноватый оттенок кожи и особо не обремененные одеждой.

Отсутствие нарядов компенсируется многочисленными украшениями из меди, ракушек, жемчуга и т.д. Украшения носят на руках, ногах, шее, в общем, всюду, где их можно приспособить.

Стоит отметить, что таким образом они не только декорируют себя, но и защищают. Например, браслетами на ногах, от змей, которых в избытке в области Кунене. Также у женщин этого племени великолепная осанка, которая формируется в результате постоянного ношения на голове емкостей с водой.

Вообще женщины Химба весьма привлекательны: стройные фигуры, тонкие черты лица и миндалевидный разрез глаз.

Традиционно Химба покрывают все свое тело, а также лицо и голову своеобразной мазью, в состав которой входит жир, охра и пепел. Поэтому их кожа и имеет красный оттенок.

Также, таким образом, они предохраняют свою кожу от палящего африканского солнца. Кроме того эта смесь обладает своеобразным косметическим эффектом и придает коже эластичность и блеск.

Женщины Химба не имеют привычки мыться, все гигиенические процедуры связаны с этой смесью.

Традиционными женскими прическами народа Химба являются различные косички, в зависимости, от вида которых можно понять замужем ли девушка. Мужские и детские прически также весьма разнообразны. Кроме того мужчины, состоящие в браке, носят головной убор - тюрбан.

Из-за сложных климатических условий Химба редко контактируют с цивилизованным миром. Поэтому все, что взяло это племя от современных благ цивилизации - это полиэтиленовые пакетики и бутылки из пластика. В них они хранят свои многочисленные украшения и бытовые предметы.

Химба, как и многие другие африканские племена, в частности серьезно пострадали в период колониального освоения Африки. Этот маленький народ подвергся беспощадному геноциду (массовому уничтожению) в 1904 году.

Его осуществлял представитель немецкой колониальной машины Лотар фон Трот, он же руководил массовыми убийствами и других племен населяющих территорию Намибии, некоторые из них были полностью стерты с лица земли (например, Гереро).

К счастью, Химба удалось избежать подобной участи, однако численность этого племени резко сократилась.

Намибия для отдыха комфортна. Но она многогранна. В ней есть такие дикие уголки, попав в которые даже современный человек осознает, как же он мал и слаб перед великими силами природы. Таким человечество, наверное, чувствовало себя только на заре цивилизации, когда люди придумывали себе богов и искали у них защиты и помощи. Абсолютно девственные, фантастически красивые, крайне опасные и недружелюбные к человеку места - пустыня Намиб, Берег Скелетов и, ставшая природной границей страны с Анголой, река Кунене. Средняя часть ее течения проходит по особенно труднодоступным местам. Тут начинается огромная территория Каоколенда. Этот северо-западный регион страны почти не имеет проложенных дорог практически не заселен: один человек на два квадратных километра. Но он является домом народности химба.

Одна Намибия - одна нация

Такой прекрасный девиз избрала себе страна после достижения независимости. И есть успехи на этом пути. Действительно, несмотря на пестрый национальный состав, сегодня уже выработалось чувство солидарности среди народов Намибии.

Сейчас мультикультурную нацию составляет сложное переплетение 11 крупных национальных групп и множества мелких этносов, каждая со своей историей, языком и традициями. Однако люди, хоть это не столь заметно в городах, зато отчетливо видно в сельских районах, по-прежнему следуют своему традиционному образу жизни и сильно отличаются внешне благодаря своим неоднородным культурным корням.

Ярким примером этого является народ гереро, чьих женщин не спутаешь ни с кем в толпе. Не менее характерно, но буквально противоположно, выглядит близкородственный им народ химба. Исторический этикет химба требует от женщин обнаженной груди, что является полной антитезой облику женщин гереро, надежно упакованных в десятки метров ткани.

Кузены живописных гереро

Кого из женщин больше всего фотографируют? Светских львиц? Моделей? Киноактрис? Конечно, но не только - очень часто объективы кино и фотокамер направлены на женщин народности химба. Вы их наверняка видели - на фото в журналах или в туристических брошюрах об Африке.

Племя химба - самая популярная и узнаваемая этническая группа Намибии. Этих высоких и скульптурной красоты женщин в ожерельях и браслетах с кожей приятного красноватого оттенка и длинными тугими дредами, что ходят топлесс в короткой юбочке из козлиной шкуры, сложно с кем-либо спутать.

Их образ часто используется как символ страны, настоящая намибийская экзотика, а ведь численность химба в масштабах всего намибийского населения просто мизерная - меньше двух процентов.

Пять любопытных фактов о химба

  1. Кто они и сколько их.

Химба - этническая группа, насчитывающая по разным оценкам от 20 до 50 тысяч человек. Это полукочевой пастушеский народ, все существование которого вращается вокруг стад коровок, коз и овец. С точки зрения химба это немыслимая ценность, определяющая социальный статус человека, и, к тому же источник всех материальных благ.

Правда, экстерьер драгоценных буренок племени мало похож на вид роскошных симменталов, распространенных в России, да удоями они похвалится не могут, зато тощая местная рогатая скотинка обладает несравненно более значимыми здесь качествами - живучестью и неприхотливостью.


  1. Что они едят.

Основа мироздания химба корова. Она дает племени молоко - продукт чрезвычайно важный. Молоко идет на каждодневное питание и на изготовление косметического крема местных леди. Мясо в племени едят редко – такое случается лишь на племенных праздниках, в рационе оно скорее исключение, чем правило.

Природные условия, каменистая и малоплодородная почка, дефицит воды не позволяют химба разнообразить питание выращенными овощами, гораздо чаще витаминным подспорьем бывают собранные дикие травы, съедобные корешки и плоды.

Однако иногда женщины сажают возле деревни нетребовательные к почве кукурузу и просо. Каждодневное питание в племени - каша из кукурузной или просяной муки. Готовится блюдо просто: утром и вечером греют воду, засыпают в нее муку, добавляют чуть масла, недолго варят и - приятного аппетита.

Интересно, что обе эти культуры сейчас в Европе на пике популярности в качестве здорового питания. А у нас в стране всегда любили вареные молодые початки с солью и пшенную кашу.


  1. Как они живут.

Поселение племени - крааль - представляет собой имеющее круговую планировку собрание конусообразных хижин, обмазанных смесью глины и навоза. В центре крааля, за плетеным забором главное - загон для скота.

Напротив входа в него - хижина старейшины - обычно пожилого и уважаемого человека. Перед ней день и ночь горит священный огонь. Здесь проходят все важные обряды химба, связанные с рождениями, свадьбами, церемония, относящиеся к этапам взросления - когда достигшим подросткового возраста членам племени выбивают 4 нижних зуба.


  1. Во что они верят.

Миссионерам терпения не занимать. Химба сопротивлялись их деятельности в течение более чем 150 лет. В конце концов, не сумев одеть этих упорных язычников и не найдя отклика Слову Божьему в их сердцах, посланцы церкви отступились.

Химба так и остались анимистами. Дым священного огня поднимается к небесам, позволяя им ритуально общаться со своими предками, состоящими, в свою очередь, в непосредственном контакте с невидимым высшим существом, которое рулит всем в этом мире.


  1. Об их гигиене.

Гордые красавицы женщины-химба каждое утро несколько часов посвящают уходу за собой. Правда, при этом они никогда не моются - вода слишком ценный ресурс. Однако они придумали ряд гигиенических процедур и изобрели чудесный крем, которые позволяют им быть даже в искушенных глазах европейцев исключительно привлекательными особами с превосходной кожей.

Состав крема не является производственным секретом, за его приготовлением любой может понаблюдать: к растертому в тончайшую пудру ярко-красному гематиту добавляется молочный жир, зола и как ароматическая отдушка смола растущего здесь кустарника омумбири (Commiphora wildii), называемого намибийской миррой.

Смесь придает телу интенсивный золотисто-красноватый блеск, который, во-первых, соответствует идеалу красоты химба и, во-вторых, защищает кожу от немилосердного солнца, укусов насекомых и в какой-то степени блокирует рост волос на теле.

То, что на голове выглядит красно-оранжевой глиной, на самом деле является той же самой смесью. Химба покрывают этим средством свои оригинально уложенные волосы во время сложных парикмахерских манипуляций.


Также женщины ежедневно принимают очищающую дымовую ванну. Тлеющий уголек нагревает маленькую миску с травами, листьями и веточками деревьев Commiphora, пока не начинает куриться ароматный дым. Дамы наклоняются над ним, для максимального эффекта укрываются одеялами, чтобы хорошенько пропотеть.

Когда открываются поры распарившейся кожи, они очищают ее специальными плоскими палочками, чтобы затем снова обмазаться порцией свежего чудо-крема. Затем, душистые и прекрасные, они могут вновь явить себя восхищенному миру.


На пути к Этоше

К четырем часом мы уже подъезжали к намибийскому городку Каманджаб - шесть тысяч жителей, магазин, автозаправка, почта. Он промежуточная точка в нашем путешествии, целью которого сейчас был Национальный Парк Этоша. Крохотный городок дает путникам не только отдых, но и предоставляет несколько приятных и заманчивых для туриста возможностей:

  • во-первых, познакомиться с племенем химба,
  • во-вторых, в 24 километрах от Каманджаба находится Cheetah Farm - ферма гепардов.


Гепарды - звери особые. Во время бега эти грациозные и стремительные представители кошачьих могут достигать скорости ста километров в час, но не это самое удивительное. Они никогда не нападут на человека, не то, что львы или тигры. Царя зверей нельзя держать дома, обычно такое кончается плохо – известны случаи, а вот гепарда опасаться не надо.


С незапамятных времен гепардов приручали и держали в доме или при доме для охоты. В нашей стране гепарды известны со времен Киевской Руси, тогда их называли пардусами. Историки говорят, что индийский правитель династии Великих Моголов Акбар Великий держал при своем дворе тысячу гепардов.

На ферме Otjitotongwe можно посмотреть и сфотографировать и самих зверей, и то, как их кормят. А еще их можно погладить и даже сделать совместное фото «я и чита». Как в Таиланде в незабвенном ! Самое интересное то, как они, подобно домашним кошкам сладко спят в обнимку, нежно облизывают друг друга, мяукают с сородичами и мурлычут, причем так громко, словно внутри у них работающие моторы.

Это наш шанс! Хочу увидеть реального гепарда, побыть рядом с этим мощным животным, хочу к нему прикоснуться и запомнить ощущение его шерсти! Какая она: жесткая или шелковистая?


Мы остановились на краю города в кемпинге Oppi-Кoppi, чье напоминающее детский стишок название на африкаанс означает бесхитростное - «на небольшом холме» и это в точности соответствует действительности.

На склоне небольшого холма

Oppi-Кoppi расположен в прямо на краю города. Большая территория, вход увенчанный большой соломенной крышей, внутри разбросаны симпатичные желтенькие бунгало - дерево, камень и черная солома.

Хозяин кемпинга - уроженец благополучного королевства Бельгии, которого так очаровала Намибия, что он перебрался сюда жить. Он еще вполне молодой человек, но, подобно ему, многие европейцы присматривают себе в этой стране уютное местечко, чтобы спокойно, в комфорте и достатке, встретить здесь старость.


У бельгийца нам понравилось: цикады трескучие, домик уютный, еда в ресторане вкусная. Но это я забежала вперед, с дороги мы все-таки первым делом побежали в душ. Намибия - это жарко, сухо и пыльно. В автомобильной поездке, как ни прячься, пыль забивается в нос, пропитывает каждый сантиметр кожи и одежды, ею пахнет каждая прядь волос.


А в душе… Посреди Намибии в душистом мыльном облаке, словно пенорожденая Афродита, стояла русская девушка и чуть не плакала. Водичка в душе подкачала. Неет, она была. И была горячей, но…

Главная проблема засушливой страны - нехватка воды. Постоянно текущих рек мало, спасение приходит от запасов влаги, накапливаемых из эфемерных рек, из подземных водных ресурсов и рекультивированных сточных вод. Вы что подумали? Как раз повторно используемая вода проходит очень много степеней очистки на специальных станциях и отвечает самым высоким стандартам.

А вот состав естественных вод в разных местах Намибии весьма разнообразен так же, как и их качество. В больших намибийский городах вода вполне нормальная, но кто поручится, что она везде как родниковая слеза? Наш экс-европеец в своем кемпинге озаботился всеми степенями ее очистки. Нам, новоприбывшим, горделиво сообщил, что у него воду можно пить прямо из-под крана.

Пить-то может и можно, не пробовала, но под струями душа мыло ни в какую не хотело смываться - вода оказалась чрезмерно мягкая. Похоже, в ней не осталось ни одной самой маленькой молекулы солей кальция и магния, чтобы приданная ими жесткость позволила удалить с волос и тела невидимую скользкую пленку. Точно говорю: если жесткая вода плохо, то и очень мягкая - ничего хорошего.

Чтобы увидеть затворников суровых ландшафтов

Отстрадав положенное в борьбе с мылом и получив вместо волос упрямый пух на голове, который никак не хотел укладываться, пошли в ресторан. Меню было обширным, предлагали блюда из куду, зебры и даже жирафа. Мы заказали вино, салат и отбивные из орикса. Любезная хозяйка подошла к нам поговорить и заметила, что в их саду много птиц, а по вечерам можно посмотреть, как едят дикобразы. Но нас интересовали самые эффектные женщины Намибии химба.

Когда мы решили поехать в Африку, нашлось много вещей, которые мы хотели бы там сделать. Например, побывать в этом племени. Но дело в том, что так просто в деревню к химбам не попасть. Для этого существуют определенные правила:

  1. Нельзя просто взять и ввалиться в деревню без полученного предварительного разрешения старейшины.
  2. В пользу общины вносится некая денежная мзда. Дополнительно разрешаются продуктовые подношения племени в виде кукурузной муки, сахара, емкостей с водой, растительного масла. Подарки делятся между всей деревней.
  3. Приехав в деревню, вы попадаете в чужой дом - так будьте почтительны.
  4. Но на всякий случай, чтоб никто не шарился по поселению, где заблагорассудится, группу сопровождает специальный товарищ, который добрым словом подсказывает: туда не ходи, ходи сюда. Но от него есть и практическая польза: в случае завязавшейся душевной беседы с прекрасными дикарками он может помочь туристам с переводом.

И любезная хозяйка по мобильнику забронировала нам на завтрашнее утро визит в деревню отсталого племени химба.

Да! Вот еще - знающие люди советуют перед съемкой заручиться разрешением у снимаемого объекта. Теперь все - к знакомству готовы!


В Otjikandero - деревню племени химба

О предстоящей встрече с племенем стараемся не говорить, чтоб не сглазить. На коленках у меня бумажка, на ней запас базисных и операционных слов на языке химба (вдруг пойдет содержательный разговор!): «привет» это «моро», «как дела» - «периви», «все в порядке» - «нава».

Двадцать минут езды, еще двадцать минут блужданий по дорожкам в поисках въезда в деревню, и вот мы паркуемся у местной школы. Мда… Школка… Похоже, государство не сильно на нее тратится: глинобитный домик, на стенах плакаты, пластиковые столики и стульчики.


Вход в деревню перегорожен кривыми кольями ограды и шлагбаумом - надо ждать гида. Вокруг - никого… Через четверть часа подъехала еще машина с испанской парой, тоже желающей познакомиться с бытом племени.

Поскучали вместе, наконец-то появился долгожданный экскурсовод, африканец в современной, но видавшей виды, одежде и неторопливо повел нас в деревню, повествуя о здешней жизни.

Химба в фокусе реальной жизни

Редко какое поселение химба - полукочевого народа - существует долго на своем месте. Эта деревня - не совсем типичная. На это место племя перебралось около десяти лет назад, забрав с собой кучу детей, как мы бы сказали - из неблагополучных семей, у спившихся соплеменников.

Поэтому здесь много детей, а мужчин почти совсем нет. Их работа - пасти скот, так что они уходят со стадами далеко и надолго. В последние годы мужчины стали уходить в поисках работы также во внешний мир. Подвергшихся его влиянию членов племени легко узнать по западному стилю одежды. Тут мы более пристально глянули на своего проводника. Да, он тоже химба.

Мы вошли в деревню, оглядывая круг крытых соломой глиняных хижин семьи с утоптанной землей перед ними. Бегают и ползают дети, бродят козы и куры, хозяйки готовят завтрак. Утро - на него приходится самая горячая пора у женщин-химба. Повседневных дел у них много: утром надо подоить коров, взбить масло в сосуде из высушенной тыквы, прибраться в доме, сходить за водой, приготовить еду, ну и себе любимой нужно посвятить пару часов для ухода за красотой.


Понятно, конечно, что если деревня открыта для каждодневного посещения незнакомых, и не всегда деликатных, людей, то сделано это с намерением зарабатывать деньги. Но вот сколько в представленном действительного и сколько от шоу для туристов? Поразительно, но, разговаривая и наблюдая за химбами, мы пришли к выводу, что тут никакой постановкой и не пахнет.

Женщины не обращают на нас никакого внимания. Одна - намибийская мадонна с длинным плетением волос, светясь красно-коричневым оттенком, в теньке своей хижины кормит грудного младенца. Крошечный мальчик держится за нее рукой, рядом играют еще два ребенка.

Обычно головки малышам выбривают, но у более старших детей оставляют пучок волос расти на голове.


У мальчиков этот пучок заплетается в одну косу, идущую к спине. У девочек плетут две косички, их направляют в сторону лица. Толстенькие косички свисают на глаза, мешают смотреть, однако косых девчушек не наблюдается.

На голове матери свой убор - нечто, похожее на корону. Это украшение называется Erembe, оно сделано из кусочка кожи и символизирует… Догадались? Ну, конечно, рога коровы - самого ценного и прекрасного существа в глазах потомственных скотоводов.

Для женщин как сама жизнь, так и ее уклад - ничем не отличается от того древнего, который вели их прапрабабушки, разве что добавились современные ножи и аксессуары из пластиковых бутылок. Не изменилась у них и одежда: они по-прежнему ходят в коротких юбках из мягкой кожи и бессчетном количестве украшений на шеях, запястьях, поясе и лодыжках.


Украшения на лодыжках женщин-химба - своеобразная версия обручального кольца, которая может рассказать даже о количестве детей у нее. На представительницах прекрасной половины всех возрастов без исключения тяжелыми килограммами висят браслеты и ожерелья из железа и меди, бесчисленные бусы из стекла, бисера, проводков, семян, подвески с камнями и ракушками, какие-то сухие плоды на ремешках.

Ребятишки постарше одеты в джинсы и футболки, малыши прикрыты кусочками шкуры на тугом ремешке вокруг пояса, у тех кто еще меньше весь наряд составляет излюбленная национальная паста otjize цвета красной охры.


Где найти общество свободных и прогрессивных людей

Гид, дружелюбно улыбаясь во весь рот (а четырех нижних зубов у него нет!), заметил, что одежда - это дело каждого. Кто как хочет, так и ходит. «Вот он, - мощно тыкает себя в грудь, - Ходит в современной одежде. Но во время праздников или для ритуалов - надевает одежду химба».

«Мы, химба, - самые свободные люди на земле! - гордо заявляет он, знакомя нас со старейшиной. - Вот вам, чтобы приехать сюда и паспорт нужен, и визы, и разрешения, и деньги платить надо, а химба - встал, собрал в мешок нужное и пошел. И на границе никто и ни о чем его не спросит. У меня - нет паспорта! Мы - химба, мы свободные люди!»


Старейшина значительно кивает и представляет нам свою жену, сидящую рядом у хижины. Глаз цепляется за пеструю юбку у соседней лачужки. Я чуть не ахнула вслух: «Ну, точно: гереро! Откуда?» Саня озвучивает наше удивление.

Старейшина обращает в ее сторону лицо, думает и серьезно, как хороший учитель, отвечает, что химба народ не только свободный, но еще и прогрессивный, за равенство. «Эта женщина вышла замуж за мужчину из племени химба. Так что же ей делать? Становиться химба? Нет. Она как жила, так и живет. А дети при посвящении сами решат, кем им быть - химба или гереро». И он умно щурит на меня свои глазки.

А я смотрю на женщину в пышной одежде гереро в компании ее полуголых подруг. И вспоминаю тот день, когда, сделав себе татуировку, пришла на работу. Пятачок кожи в десять квадратных сантиметров вызвал столько комментариев, обсуждений, осуждений, косых взглядов! А тут - глухая многослойная одежда, неправильный головной убор, ненамазанное тело и волосы… Даже браслетов на ногах нет! А никого это не напрягает… Даа.

Бум-бум-бум, - металлический звон понесся по деревне. Ребятишки подняли голову и снова каждый занялся своим делом. «Рпопропопопо!» - шутливо крикнул одному из них наш сопровождающий. Мальчишка в ответ пожал плечами и продолжил сидеть в пыли.

«Это в школу всех приглашают, - пояснил нам гид. Но дети не особенно хотят ходить, да и не очень это нужно для жизни здесь». Увы, не обуяло пока молодое поколение химба стремление к знаниям, не появились все еще у них мечты о более крутой карьере, чем пастух.


Нас пригласили войти в дом, где девушка, чье имя мы ни за что не сумели бы повторить по причине его совершенной непроизносимости для русского человека, показала все премудрости нанесения прославленной пасты на женское тело и все тонкости процедуры придания ему приятных ароматов.

Обитель химба чистенькая и практически пустая - лишь немного какой-то утвари. Шкуры или какие половички, на которых ночью спят люди, все было убрано. Мы с хозяйкой во время урока дружно сидели на гладком, как дно горшка, земляном полу. Девушка сидела как-то особенно ловко, было видно, что ей удобно. А я была, как на иголках.

И да - сидеть жестко. Но важнее было то, что тесное пространство жилища принуждало общаться на чересчур близком, и оттого некомфортном для меня, расстоянии. И, если быть уж совсем честным, то признаюсь вам, друзья мои, что в полной мере наслаждаться лекцией мне мешало недостойное истинного путешественника чувство брезгливости. Но что тут поделаешь - все мы люди.


Хотя к самой девушке - никаких претензий. Милая, естественная, улыбчивая. Мы показали ей сделанные фотографии. Она была в восторге от того, как выглядит на экране и так непосредственно продемонстрировала это.

Под конец экскурсии нас пригласили на площадку в центре деревни, где женщины-химба сели полукругом и выложили перед собой браслеты, игрушки, бусы и прочие поделки. Ничего общего с образом крикливых торговок - воплощенное степенное достоинство, приветливые улыбки. Хочешь - покупай, хочешь - нет.

Но удержаться, чтобы не купить небольшой сувенир, трудно. Мы купили подвеску - деревянные птички на нитке и кучу браслетов на подарки.


Из племени химба в детском состоянии ожидания счастья отправились на ферму гепардов. Но тут с чудом нам не повезло: ферма работала по ограниченному графику, который никак не соотносился с нашими планами. Быстро провели военный совет, записали ферму гепардов в свой список достопримечательностей типа must see для следующей поездки в страну и поехали дальше.

Продвинутые или неприрученные химба?

Одна моя приятельница сморщила носик: «Вот если бы вы побывали у таких химба, которые даже не знают, в какой стране живут, а так…». Понятно, о чем речь. Об аутентичности племени, которую нарушает контакт с цивилизованным миром.

Сейчас весь мир помешан на аутентичности в разных областях культуры - от еды до мебели. Не отстает и туристический бизнес - сейчас модны путешествия по экзотическим и уединенным местам и сообществам, которые все еще, предположительно, не испорчены современностью. Поиски такой подлинности часто приводят в Каоколенд, где живут почти при первобытном строе люди химба.

Что и говорить, гораздо интересней было бы увидеть абсолютно неприрученных химба… Но… И этих «но» набирается слишком много.

  • В этой удаленной северо-западной части страны, где нет дорог, можно путешествовать только на полноприводных автомобилях с автономными запасами горючего и продовольствия.
  • Безводная местность, суровый климат, в котором сказывается близость пустыни Намиб, предполагает наличие знающего проводника.
  • Да и немногочисленные люди племени проживают на территории отнюдь не компактно.
  • Более того, они не привязаны ни к какому определенному месту, так что поиск их может затянуться. Надолго. Или даже на очень надолго.

Так что такая задача уже тянет на организацию серьезной экспедиции, большие финансовые затраты и приличный запас времени в активе. Это явно не наш случай.

Да, вот еще. Чуть ли не основным признаком аутентичности считается подлинная «простота» - бедность и примитивизм первобытных племен, противопоставленные богатству и материализму современного мира.

Простота и бедность, царившие в племени в реале, - вышибали слезу. Кашка детям варилась в какой-то жестяной банке, мать ковыряла ее подобранной с земли палочкой, а детвора потом пригоршней тащила слегка остывшее варево в рот, обходясь без ложки. Внешний вид обитателей деревни на должном уровне, соблюдение обычаев - все, как учили.

Короче говоря, мы непоколебимо уверены, что место, в котором мы побывали, по всем статьям соответствует самым строгим критериям подлинности народа химба. Кто так не считает - его дело, вон Каоколенд - он рядом, ищите подходящих…

О неизбежности грядущих перемен

Химба на протяжении столетий ревностно охраняли свои обычаи и традиции, но сейчас приходит время, когда они должны отказаться от некоторых своих культурных практик. В первую очередь - от обычаев многоженства и распространенных внебрачных связях, чтобы обуздать бушующую в племени эпидемию ВИЧ и СПИД.

Очень возможно, что к переменам в образе жизни, которого они упорно держались так долго, приведет политика государства, предоставляющая детям химба даже в самых отдаленных уголках возможность учиться в своеобразных мобильных бесплатных школах.

В школе молодое поколение племени учат не только читать и писать. Еще там они узнают о существовании другого мира. И вполне возможно, что однажды им захочется побросать свои краали с коровками в этом практически изолированном краю и уйти на время пожить в город. А тогда домой вернутся уже совсем другие химба.


Популярность племени, появившегося на телеэкранах и ставшего героем множества документальных фильмов, стала для его членов источником постоянного дохода. Все больше его членов начинают работать экскурсоводами, переводчиками, создают кемпинги для туристов, предоставляющие так называемые «химба-туры».

Растущий поток туристов, фотографов и кинематографистов нарушает повседневную жизнь племени и невольно они постепенно утрачивают те черты, которые в свое время сделали их столь привлекательными в глазах иностранных гостей и СМИ.

Древнее и удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью… Но ведь, если подумать, культура народа не является данностью, она меняется с течением времени, ее меняют контакты с другими культурами. Поэтому, может быть, и аутентичность следует рассматривать не как нечто неизменное, застывшее в прошлом, а как свойство, находящееся в динамике?

Email ​

Африка - «чёрный континент», который во всём мире принято считать самым таинственным и загадочным. Его необычайная природа просто манит своим природным и животным разнообразием исследователей и туристов из различных уголков нашей необъятной планеты. Особенно и тех и других привлекают дикие племена Африки. Как правило, восторженный интерес вызывают их нетрадиционные обычаи и образ жизни. Что же скрывает Африка за пределами цивилизации? Об этом и поговорим в нашей статье.

Мурси

Мурси можно уверенно включить в список «Самые дикие племена Африки», ведь их образ жизни не поддаётся никакой логике. Они не способны себя контролировать и часто могут забивать своих соплеменников до смерти, желая доказать свою силу и непоколебимость. Как правило, такие необдуманные поступки объясняются частым употреблением алкоголя.

Нетрадиционный способ жизни

Мурси абсолютно недружелюбны. Туристов они встречают только с оружием или с боевыми палками, пытаясь продемонстрировать своё главенство на своей территории.

В особенности своим нравами отличаются женщины. Выглядят они, честно говоря, непривлекательно. Спины сутулые, животы и грудь обвисшие, волос практически нет. Именно поэтому на их голове частенько красуются необычные головные уборы в виде материала из сухих веток, мёртвых насекомых, кожи животных или даже падали.

Визитной карточкой племени является огромная нижняя губа, в которую помещается глиняная тарелка диаметром 15-30 см. Этого обычая придерживаются практически все дикие племена Африки. Женщины, ещё будучи совсем маленькими, вставляют туда деревянные палки, чтобы постепенно увеличивать диаметр. А в день свадьбы в нижнюю губу помещается тарелка. Чем больше будет диаметр губы, тем больший выкуп дадут за невесту.

Украшения для женщин племени мурси ещё более необъяснимы. Они изготавливаются из… человеческих фаланг пальцев. Эта «бижутерия» имеет невыносимый запах, ведь её каждый день намазывают человеческим топлёным жиром. Источником для украшений служат пальцы провинившихся мужчин из племени. Их отрубают сразу после проступка по приказу жрицы.

Мужчины же завоёвывают свою репутацию с помощью шрамирования. Как только он совершает убийство врага, на его тело наносится шрам.

Женщины же это делают ради удовольствия. Иногда по своему собственному желанию они разрезают кожу лезвием ножа и поливают рану соками ядовитых растений, или допускают к порезу насекомых. После этого кожа инфицируется и покрывается пупырышками. Именно так на руке женщин возникают красивые «орнаменты».

Мало кто знает, что многие дикие племена Африки - людоеды. Именно к этой категории и относятся мурси. Они съедают умерших соплеменников, сварив их в котле. Оставшиеся кости племя использует для украшений.

Ещё более необъяснимой является вера мурси. Анимизм - так называется их вероисповедание. Если говорить вкратце, то в племени существует жрица любви, которая раздаёт женщинам яды и наркотически вещества. Прекрасные представительницы племени должны каждый день давать их своим мужьям. Многие после приёма такого средства умирают. В этом случае на тарелке вдовы рисуется белый крест. Это означает почёт и уважение к женщине, выполнившей главную миссию бога смерти Ямды.

Для неё это означает вечное уважение и почётное захоронение. То есть, женщину не съедят после смерти, а похоронят в дупле ритуального дерева. Как видно, женщина у мурси находится в более благоприятном положении. Впрочем, хоть что-то связывает этих людей с цивилизованным обществом.

Масаи

Масаи преимущественно преобладают в кенийских и танзанийских районах Африки. Их насчитывают больше 800 000 человек.

Это племя относит себя к категории «самые могущественные дикие племена Африки». Масаи не считаются с чужим мнением, их не волнует таможня или государственные границы. Они свободно перемещаются по стране в поисках лучшей жизни.

Традиции и обычаи

Как правило, питаются масаи скотом, точнее молоком и кровью животных. Они уверены, что бог Энгай подарил им всех животных мира. Именно поэтому воровать у других племён - привычное для них занятие.

Масаи протыкают артерию животных и испивают их кровь. Затем образовавшуюся дырку заделывают навозом, чтобы через некоторое время снова этим воспользоваться.

Масаи - это дикие племена Африки, размножение которых вполне обычное. Как правило, в семьях этого племени рождается много детей. Женщины занимаются всем, включая хозяйство, детей, разведение скота и даже постройкой хижин. Мужчинам этого племени разрешается заводить себе столько жён, сколько они пожелают.

Сильные представители масаи заняты тем, что охраняют свою территорию и дают отпор нежелательным гостям. В свободное время они беседуют и странствуют по саванне.

Красота и могущество мужчин этого племени зависит от размера мочки уха, в которую они вставляют тяжёлые украшения из бус и бисера. У некоторых мочки свисают до самого плеча.

На сегодняшний день представителей племени масаи выселяют с их земель, расстреливая или сажая в тюрьмы. Власти запрещают им там жить, считая эти территории заповедными.

Сейчас, оставшись без средств к существованию, многие дикие племена Африки, в том числе и масаи, стали заниматься браконьерством. Уничтожаются поголовно при этом слоны и носороги, ведь на чёрном рынке очень высоко ценятся бивни и рога этих животных.

Настоящих масаи, которые находятся в гармонии с природой и животными, осталось очень мало. Многих нанимают охранять дорогие отели.

Хамер

Хамер не зря занимает место в в списке «Самые дикие племена Африки». Они остановились в развитии уже довольно давно. Представители этой народности не знают ни чувств, ни любви, ни ласки. Мужчины контактируют со своей женщиной только чтобы зачать очередного ребёнка.

Образ жизни племени

Спят хамеры не в своих хижинах, а в специально вырытых ямах, напоминающих могилы. «Накрываются» они слоем земли, чтобы испытать лёгкую форму асфиксии. Именно от этого они испытывают огромное удовольствие.

Необычным у хамеров считается и обряд посвящения в мужчины. Для этого все молодые люди должны пробежать по спинам 4 животных. Они должны быть обязательно голые. Дикие племена Африки этим и отличаются - практически все их ритуалы и обряда должны совершаться без какого-либо одеяния.

Новоиспечённой жене на шею надевается беньяр (кожано-металлический ошейник с рукояткой). Он нужен для того, чтобы ежедневно отводить её на кровавую порку при помощи тростникового прута.

От этого обряда оба молодожёна испытывают колоссальное удовольствие.

По причине того, что мужья редко контактируют со своими жёнами, у хамеров развиты сексуальные отношения между женщинами.

На сегодняшний день хамеры считаются самыми нелюдимыми и неразвитыми.

Бубал

Это племя известно всем, как обладатели самых больших гениталий. У мужчин, которые достигли половозрелого возраста, мошонка вырастает до 80 см. Это объясняется необычным образом жизни и верованием этих людей. Они убеждены, что употребляя в пищу менструальные выделения коров, они справятся с цингой, лейкемией и рахитом.

Что касается научной точки зрения, то регулярное вылизывание коровьих гениталий вызывает в организме человека гормональные изменения, которые и делают мошонку бубалов огромных размеров. Как ни странно, это не мешает мужчинам совокупляться, зато очень мешает передвигаться и танцевать.

У каждой народности есть свои необъяснимые обычаи. Дикие племена Амазонки и Африки, Австралии и Азии - не суть важно, главное, что всех объединяет одно - полный отказ от цивилизации.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!